Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Mikle[SD] Капитан-командор ММАА
Зарегистрирован: 24.09.2002 Сообщения: 3954 Откуда: РФ (подземная часть :)
|
Добавлено: Сб Авг 18, 2007 10:17 pm Заголовок сообщения: Солипсизм как философия добра и человеколюбия |
|
|
|
На тот маловероятный случай, если кто не знает,
Википедия писал(а): | Солипси́зм (от лат. solus, «один», и лат. ipse, «сам») — радикальный и спорный философский подход, антагонистичный как материализму, так и идеализму. Его можно классифицировать как крайнюю форму субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
В различных трактовках подразумевает:
Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего,
Отрицание реальности всего, кроме собственного Я,
Отрицание духовности всего, кроме собственного Я.
Считается, что понятие солипсизм ввёл Рене Декарт, известный французский математик и философ, в его работах солипсизм получил первое глубокое исследование, благодаря чему солипсизм стал популярным.
Одним из наиболее спорных моментов солипсизма является его непротиворечивость, попытки опровергнуть которую так и не увенчались заметным успехом. Таким образом, солипсизм своей непротиворечивостью ставит под сомнение состоятельность материализма и идеализма. |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Считается, что данная философия не имеет ничего общего с Правильными Ценностями, удел эгоистов и вообще больных людей. В различные времена и различными филосОфами писано много трактатов на тему "это всё фигня, долой, позор, осуждаем!" И, казалось бы, действительно: если предполагается, что реально только собственное сознание индивида, а остальное - его глюки различной степени тяжести, то что общего может сие иметь с добром и человеколюбием?
Однако скромный я, поразмышляв над проблемой, пришёл к выводу, что всё-таки субж. И, возможно, вообще самая предрасполагающая к добру и человеколюбию философия из всех возможных измов. Как такое может быть? А вот щас попытаюсь рассказать.
Позиция "есть только йа, всё остальное - плоды моего воображения", разумеется, ничего общего с человеколюбием иметь не может. Однако позиция эта насквозь вульгарна и примитивна. Заметим, что вульгарные и примитивные выводы случаются у любой философии, в том числе в идеализме и особенно в материализме, и они не менее гнусны по своей контрпрогрессивной и античеловеческой силе. Очевидно, если мы хотим постичь какое-либо философское направление сколько-нибудь полнее поверхностной вульгарщины, следует копать более глубоко. Но углубляться в солипсизм немодно - срабатывает слюнобрызгательный рефлекс, надёжно зафиксированный образованием и пропагандой.
А мы вот всё-таки попробуем.
Итак, основополагающее утверждение солипсизма - реально только сознание мыслящего индивида, всё остальное - его, так сказать, следствия и конструкции. Это говорится. Но, прошу заметить немаловажную деталь: нигде не говорится, где, собственно, пролегают границы (и пролегают ли вообще) между "сознанием" и "всем остальным". А кто, собственно, сказал, что сознание ограничивается теми поверхностными психическими функциями, которые мы привыкли отождествлять с данным словом? А вдруг оно выходит далеко за рамки не только психики, но и человеческого организма, простирается до самых фундаментальных глубин мироздания, так сказать, до каждой субатомной частицы и каждого закона природы? Вдруг это такой огромный айсберг, на котором сознание в классическом понимании - это только очень небольшая надводная вершинка? (Причём, даже логично допустить, одна из многих и разнообразных.) Эту позицию и примем, как отправную, для всех дальнейших рассуждений.
Таким образом, наблюдаемая реальность (и ненаблюдаемая тоже!) действительно является продукцией сознания. Но не только привычной нам "вершины айсберга", а и всех его глубин в целом. Все явления природы, весь распорядок вещей, все приятные и неприятные вещи - продукт деятельности нашего сознания, и, как за таковой, мы за всё это несём ответственность. Перед кем? Да перед собой же. Если в мире происходит что-то, что нам не нравится - значит, наше сознание какими-то частями конфликтует с самим собой, и что-то в нём не в порядке. Если не на уровне человеческой психики и человеческого организма, то на более глубоких слоях.
Соответственно, наша обязанность перед самими же собой - работать над своим сознанием во всей его глубине, на предмет излечения его от беспокоящего недомогания. С чего начинать? Разумеется, с себя. Ибо наш скромный островок на вершине айсберга - это та точка, на которой произошло осознание непорядка, и двигаться в глубь океанов сознания логично именно от неё. Для начала надлежит навести порядок и устранить противоречия в своей собственной психике - причём вполне может оказаться, что проблема-то была неглубоко, и одного этого будет достаточно для её решения. А уж потом, наведя порядок среди своего существа, можно будет взяться и за более глубинные слои, лежащие за его границами. Не следует делать скоропалительный вывод, что для этого сделается достаточным одной только силы мысли: на то они и более глубокие слои, что на них надо действовать более глубокими средствами, соответствующими глубине. Наше сознание будет интерпретировать работу на данном глубине, как разнообразное взаимодействие с миром и другими сущностями (делаем валенки, дружим семьями, двигаем науку или религию, глушим драконоф динамитом, и т. п. ). При этом важно то, что, только наведя порядок на уровне своего существа, мы сможем увидеть, в чём проблема (и есть ли она вообще) на более глубоких уровнях, и через это понять, как именно следует правильно вести себя в мире, если мы хотим её решить.
Обозначенная философия намекает и на стратегию отношения к другим людям (и не только людям). За ними, как и за всякими сущностями реальности, стоят какие-то части нашего же собственного сознания (пусть и на других его уровнях, выходящих за пределы нашего существа). А значит, в целях наведения порядка на всех уровнях нашего сознания, нужно относиться к ним с любовью, уважением и пониманием, помогать им искать и устранять среди себя их проблемы, а также использовать их помощь в поиске и устранении своих собственных проблем. И, разумеется, постигать друг друга. Ибо каждая часть сознания выполняет какую-то функцию в общей работе, и, если мы хотим устранять проблемы в этом сложном механизме, то хорошо бы знать, какая его часть для чего нужна. И начинать, как водится, опять-таки с себя.
Однако, если мы наблюдаем за миром, то периодически замечаем в нём людей, у которых нету никаких проблем. Многие из них добились данного состояния всякими странными способами, вплоть до курения травы или буддистского просветления. (Хотя не обязательно всё так плохо, могут быть и просто удачливые люди, у которых всё хорошо сложилось.) Объединим все эти явления под названием "просветления и их рецепты." Как относиться к чужим просветлениям? Насколько бездумно перенимать ли их рецепты?
Оказывается, солипсическая философия даёт нам ответ и на этот вопрос. Поскольку реальность начинается с нашего собственной скромной области сознания, то чужие просветления нас трясти не должны. То, что они там на своих вершинах айсберга просветлились - молодцы. Но нам-то надо просветляться на своей вершине. А она не факт, что выполняет в сознании ту же функцию, что и ихние. Значит, их рецепт к нашему случаю, в общем случае, может оказаться неприменим и даже вреден. Может даже и вообще оказаться так, что просветлённость этих товарищей - изощрённая ловушка сознания на пути нашего собственного просветления, чтобы подавить наш поисковый импульс или пустить его в неправильном направлении.
Поэтому за просветлённого ближнего своего радуемся (ибо имеет место преодоления проблем в нашем же собственном сознании, пусть и не в зоне нашего человеческого самоосознания - этому же логично только радоваться!), но идём собственным путём, критически осмысляя всё, что пытается ставить под сомнение уникальность нашего индивидуального пути. Кто знает, вдруг дальше случится так, что мы просветлимся ещё сильнее, а тот товарищ, глядя на нас, осознает, что он от своих проблем на самом деле не избавился, выйдет из заблуждения и возобновит плодотворные поиски? (Если так случится, то нам тем более последует этому возрадоваться. )
И, наконец, солипсизм учит нас отношению к жизни и осознанию ответственности. Кто виноват в том, что мир полон говна и несправедливости? Бог, сотонаЪ или барионная асимметрия вещества? Нед! Согласно солиптического воззрения - виноват прежде всего ты сам! Ибо все проблемы существуют в глубинах мирового сознания (оно же, согласно философии, твоё), и ты, осознав наличие этих проблем, ещё не приступил к поиску того, что конкретно можешь сам сделать, чтобы приблизить их решение. Но ведь проблемы вселенские (например, на уровне законов физики), одному человеку явно не под силу их асилить? Не отмазка: части у сознания разные, но само-то оно одно, и оно твоё! Соответственно, весь вопрос - во взаимодействии частей. Если там, где проблему могут решить, её ещё не поняли - смотри, что в силах конкретно твоего существа сделать для донесения импульса осознания и поиска до нужных инстанций (чтобы законы физики задумались и устыдились %). И, соответственно, делай. Может оказаться, что сделать можешь не так уж и мало, как представлялось на первый взгляд...
В худшем случае, поймёшь, что это, на самом деле, и не проблема вовсе, и она перестанет тя угнетать; в обычном - будешь знать, для чего прикладываешь усилия, и жизнь не будет проживаться зря; в лучшем - проблема решится ко всеобщему удовлетворению.
Таким образом, субж и ещё раз субж. Все в солипсисты! _________________ БАЛшой и РОГатый
"Ну что, синие люди, обещал я вам свою Родину - так вот она!"
"А мы, либерал Джейк, обещали тебе пипиську дочери вождя - так вот она!"
Также я непримиримо считаю, что японская письменность должна быть переведена на кириллицу. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Allan Shade Генералиссимус ММАА
Зарегистрирован: 17.08.2002 Сообщения: 586 Откуда: Siberia
|
Добавлено: Вс Авг 19, 2007 9:11 am Заголовок сообщения: |
|
|
|
Тут ведь как.
Либо не ссылаться на общепринятое определение, раз уж мы его развенчиваем ажно до самого основания.
Либо не ссылаться на википедию, где написано не совсем корректно.
В целом же без цитаты и слова "солипсизм" (которое всё равно используется с совершенно новым содержанием) смотрится хорошо, но похоже на одну из версий буддизма |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mikle[SD] Капитан-командор ММАА
Зарегистрирован: 24.09.2002 Сообщения: 3954 Откуда: РФ (подземная часть :)
|
Добавлено: Вс Авг 19, 2007 12:51 pm Заголовок сообщения: |
|
|
|
Буддизм (и особенно псевдобуддизм, который нынче под его видом проталкивается в моск человека с европейским мышлением) как раз решительно оппозиционен всему упомянутому делу, ибо предписывает, что не существует ваще ничего, и даже самогО мыслящего субъекта. А тут - строго наоборот.
Хотя, фик его знает, какие там у него версии есть. Сект везде много. _________________ БАЛшой и РОГатый
"Ну что, синие люди, обещал я вам свою Родину - так вот она!"
"А мы, либерал Джейк, обещали тебе пипиську дочери вождя - так вот она!"
Также я непримиримо считаю, что японская письменность должна быть переведена на кириллицу. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Стиль оформления "Space Pilot 3K" от Jakob Persson. (С изменениями, в т.ч. русификацией).
Основной движок от phpBB © 2001 phpBB Group
Модификация движка до уровня портала - Dr. Jet Cheshirsky.
|